Фрикционные (асинхронные) муфты.

Из управляемых механических муфт наиболее распространены фрикционные, так как с их помощью осуществляется плавное сцепление и расцепление валов при вращении. Плавное сцепление валов обеспечивают силы трения между сцепляющимися деталями полумуфты, которые можно легко регулировать путем изменения степени сжатия этих деталей. В процессе включения фрикционной муфты между деталями, с помощью которых осуществляется сцепление полумуфт, происходит скольжение. При установившемся движении это скольжение отсутствует. При перегрузках такое скольжение возможно и, следовательно, фрикционная муфта может служить предохранительным устройством. Схемы фрикционных муфт показаны на (рис. 1), где полумуфты 1 неподвижные, а полумуфты 2 или полностью подвижные, или включают в себя подвижные детали.

По форме рабочих поверхностей различают фрикционные муфты следующих видов:

  • дисковые (рис. 1, а, б), рабочие поверхности которых — плоские торцовые поверхности дисков;
  • конусные (рис. 1, в, г), рабочие поверхности которых конической формы;
  • цилиндрические (рис. 1, д, е) — колодочные, ленточные и другие с цилиндрической рабочей поверхностью. Дисковые муфты различают однодисковые (рис. 1, а) и многодисковые (рис. 1, б);
  • конусные муфты — с одинарным (рис. 1, в)
  • конусные муфты — с двойным конусом (рис. 1, г)
  • .
В цилиндрических муфтах сила трения, посредством которой осуществляется сцепление полумуфт, создается с помощью колодок, лент или других деталей, откуда и происходит соответствующее наименование муфты.

различают фрикционные муфты следующих видов
Рис. 1

Из фрикционных муфт наиболее распространены многодисковые, так как по габаритным диаметральным размерам они наименьшие, обладают высокой плавностью включения, легко регулируются и для их включения требуется небольшая сила.

Довольно широкое применение имеет фрикционная многодисковая муфта, показанная на (рис. 2). Она состоит из двух неподвижных полумуфт 1 и 9, нескольких наружных 3 и внутренних 4 дисков, двух упорных колец 2 и 5, между которыми находятся диски, упорных гаек 6, рычажного механизма включения муфты 7 и подвижной втулки включения 8, управляемой с помощью отводки. Наружные диски 3 соединяются с полумуфтой 1, а внутренние 4 — с полумуфтой 9 посредством подвижного шлицевого соединения. При включении муфты все диски зажимаются между упорными кольцами, одно из которых упирается в, гайку, а другое — в рычажки механизма включения; в результате образования между дисками сил трения происходит сцепление полумуфт и соединяемых муфтой валов. В разомкнутой муфте между дисками образуются зазоры. С помощью упорных гаек осуществляется регулировка требуемого расстояния между упорными кольцами. В зависимости от материала дисков фрикционные муфты работают либо со смазкой маслом, либо всухую. Смазка дисков уменьшает их износ и улучшает расцепляемость. Муфта (рис. 2) работает со смазкой. Сочетание материалов дисков фрикционных муфт приведено в табл. Для увеличения трения между сцепляющимися дисками полумуфт диски одной из них (обычно наружные) покрывают фрикционными накладками, материал которых в паре со сталью и чугуном имеет высокий коэффициент трения. Фрикционные накладки на асбестовой основе приклепывают или приклеивают к стальным дискам, а металлокерамические накладки наносят на стальные диски путем спекания под давлением.

фрикционная многодисковая муфта
Рис. 1

Расчет фрикционной многодисковой муфты.

Расчет фрикционной многодисковой муфты состоит из проверочного расчета рабочих поверхностей дисков на износостойкость по возникающему на них давлению:

p={8K_{с ц}T}/delim{[}{pi(D^2_н -D^2_в)D^2_с fz}{]}<=delim{[}{p}{]},

где K=1,25...1,5 — коэффициент запаса сцепления;
Т — крутящий момент, передаваемый муфтой;
Dн, Dв, Dс — наружный, внутренний и средний диаметры рабочей поверхности дисков;
f — коэффициент трения для дисков;
z — число поверхностей трения;
р — расчетное давление на рабочей поверхности диска;
[р] — допускаемое давление для дисков.
Значения f и [р] даны в табл.

Осевая сила сжатия дисков

F_a={2K_{с ц} T}/(D_с fz).

Конусные, цилиндрические колодочные и ленточные фрикционные муфты применяют ограниченно. В отдельных областях машиностроения применяют следующие фрикционные муфты:

  • электромагнитные дисковые — сжатие дисков осуществляется встроенным в одну из полумуфт электромагнитом;
  • электромагнитные порошковые — между полумуфтами помещается железный порошок, при намагничивании оказывающий сопротивление взаимному проскальзыванию полумуфт;
  • муфты с пневматическим управлением дисковые и цилиндрические шинно-пневматические — сжатие трущихся деталей осуществляется с помощью сжатого воздуха;
  • муфты с гидравлическим управлением — сцепление трущихся поверхностей обеспечивается давлением жидкости (обычно маслом).






Навигация
Болты
Винты, шпильки, штифты, прокладки
Пружины
Заклепки
Шпонки
Гайки
Резьба
Валы
Муфты
Подшипники
Виды соединений
Передачи
Материал
Дополнительные материалы
Госты метизов
Сварка
Мы в соцсетях
podshipniki.moscow применяемость подшипников
Сортовой металлопрокат: str-steel.ru в Москве с доставкой.