Цепные передачи.

Устройство цепных передач.

Цепная передача в самом распространенном виде состоит из расположенных на некотором расстоянии друг от друга двух колес, называемых звездочками, и охватывающей их цепи (рис. 1, а). Вращение ведущей звездочки преобразуется во вращение ведомой благодаря сцеплению цепи с зубьями звездочек. Иногда применяют цепные передачи с несколькими ведомыми звездочками. Цепные передачи, работающие при больших нагрузках и скоростях, помещают в специальные кожухи, называемые картерами (рис. 1, б), что обеспечивает постоянную обильную смазку цепи, безопасность и защиту передачи от загрязнений и уменьшение шума, возникающего при ее работе. Иногда применяет цепные вариаторы, устроенные по схеме колодочно-ременных вариаторов с раздвижными конусами. В связи с вытягиванием цепей по мере их износа натяжное устройство цепных передач должно регулировать натяжение цепи. Это регулирование, по аналогии с ременными передачами, осуществляют либо перемещением вала одной из звездочек, либо с помощью регулирующих звездочек или роликов.

Вид цепной передачи
Рис. 1

Достоинства цепных передач по сравнению с ременными:
отсутствие проскальзывания,
компактность (они занимают значительно меньше места по ширине),
меньшие нагрузки на валы и подшипники (нет необходимости в большом начальном натяжении цепи).

К. п. д. цепной передачи довольно высокий, достигающий значения η=0,98.

Недостатки цепных передач:


  • удлинение цепи вследствие износа ее шарниров и растяжения пластин, в результате чего она имеет неспокойный ход;
  • наличие в элементах цепи переменных ускорений, вызывающих динамические нагрузки тем большие, чем выше скорость движения цепи и чем меньше зубьев на меньшей звездочке;
  • шум при работе;
  • необходимость внимательного ухода при ее эксплуатации.

Цепные передачи применяют при больших межосевых расстояниях, когда зубчатые передачи невозможно использовать из-за громоздкости, а ременные передачи — в связи с требованиями компактности или постоянства передаточного отношения. В зависимости от конструкции цепей применяют передачи мощностью до 5000 кВт при окружных скоростях до 30...35 м/с. Наиболее распространены цепные передачи мощностью до 100 кВт при окружных скоростях до 15 м/с. Цепные передачи применяют в транспортных, сельскохозяйственных, строительных, горных и нефтяных машинах, а также в станках.

Цепи в цепных передачах называют приводными. Приводные цепи по конструкции различают:

  • втулочные, роликовые (ГОСТ 13568—75),

  • зубчатые (ГОСТ 13552—81)

  • фасоннозвенные.

Основные геометрические характеристики цепи — шаг, т. е. расстояние между осями двух ближайших шарниров цепи, й ширина, а основная силовая характеристика — разрушающая нагрузка цепи, устанавливаемая опытным путем.

Втулочная однорядная цепь.

Втулочная однорядная цепь (рис. 2, а) состоит из внутренних пластин 1, напрессованных на втулки 2, свободно вращающиеся на валиках 5, на которых напрессованы наружные пластины 4. В зависимости от передаваемой мощности приводные втулочные цепи изготовляют однорядными (ПВ) и двухрядными (2ПВ). Эти цепи простые по конструкции, имеют небольшую массу и наиболее дешевые, но менее износоустойчивы, поэтому применение их ограничивают небольшими скоростями, обычно до 10 м/с.

Приводные роликовые цепи
Рис. 2

Приводные роликовые цепи.

Приводные роликовые цепи по ГОСТ 13568—75 различают:

  • однорядные нормальные (ПР),
  • однорядные длиннозвенные облегченные (ПРД),
  • однорядные усиленные (ПРУ),
  • двух (2ПР),
  • трех (ЗПР),
  • четырехрядные (4ПР),
  • с изогнутыми пластинками (ПРИ).

Роликовая однорядная цепь (рис. 2, б) отличается от втулочной тем, что на ее втулках 2 устанавливают свободно вращающиеся ролики 5. Ролики заменяют трение скольжения между втулками и зубьями звездочек во втулочной цепи трением качения. Поэтому износостойкость роликовых цепей по сравнению со втулочными значительно выше и соответственно их применяют при окружных скоростях передач до 20 м/с. Из роликовых однорядных цепей наиболее распространены нормальные ПР. Длиннозвенные облегченные цепи ПРД изготовляют с пониженной разрушающей нагрузкой; допускаемая скорость для них до 3 м/с. Усиленные цепи ПРУ изготовляют повышенной прочности и точности; их применяют при больших и переменных нагрузках, а также при высоких скоростях.

Многорядные цепи (рис. 2, в) позволяют увеличивать нагрузку пропорционально числу рядов, поэтому их применяют при передаче больших мощностей. Роликовые цепи с изогнутыми пластинами (рис. 2, г) повышенной податливости применяют при динамических нагрузках (ударах, частых реверсах и т. д.).

Зубчатая цепь.

Зубчатая цепь (рис. 2, д) в каждом звене имеет набор пластин 1 (число их определяется шириной цепи) с двумя выступами (зубьями) и с впадиной между ними для зуба звездочки. Эта цепь изготовляется с шарнирами трения качения. В отверстиях пластин каждого шарнира устанавливаются две призмы 2 и 3 с криволинейными рабочими поверхностями. Одна из призм соединяется с пластинами одного звена, а другая — с пластинами соседнего звена, в результате чего в процессе движения цепи призмы перекатывают одна другую.

Применяют также зубчатые цепи с шарнирами трения скольжения. Долговечность зубчатых цепей с шарнирами трения качения выше примерно в два раза.

Зубчатые цепи для предохранения от соскальзывания со звездочек и работе снабжают направляющими пластинами 4, представляющими собой обычные пластины, но без выемок для зубьев звездочек. Эти пластины требуют проточки соответствующих пазов на звездочках (см. рис. 4, б).

Зубчатые цепи вследствие лучших условий зацепления с зубьями звездочек работают с меньшим шумом, поэтому их иногда называют бесшумными. По сравнению с другими зубчатые цепи более тяжелые, сложнее в изготовлении и дороже, поэтому их применяют ограниченно. Так как ширина зубчатых цепей может быть какой угодно (встречаются цепи шириной до 1,7 м), то их применяют для передачи больших мощностей.

Фасоннозвенные цепи.

Фасоннозвенные цепи различают двух типов: крючковые (рис. 3, а) и штыревые (рис. 3, б). Крючковая цепь состоит из звеньев одинаковой формы, отлитых из ковкого чугуна или штампованных из полосовой стали ЗОГ без дополнительных деталей. Сборку и разборку этой цепи осуществляют путем взаимного наклона звеньев на угол 60°. В штыревой цепи литые звенья 1 из ковкого чугуна соединяются зашплинтованными стальными (из стали Ст3) штырями 2. Фасоннозвенные цепи применяют при передаче небольших мощностей, при малых скоростях (крючковая до 3 м/с, штыревая до 4 м/с), обычно в условиях несовершенной смазки и защиты. Звенья фасоннозвенных цепей не обрабатывают. Благодаря небольшой стоимости и легкости ремонта фасоннозвенные цепи широко применяют в сельскохозяйственных машинах.

цепи крючковые и штыревые
Рис. 3

Смазка приводных цепей.

Смазка приводных цепей предупреждает их от быстрого износа. Для ответственных силовых цепных передач применяют непрерывную картерную смазку, осуществляемую при скорости до 8 м/с с окунанием цепи в масляную ванну на глубину не свыше ширины пластины и при большей скорости — принудительной циркуляционной подачей смазки от насоса (см. рис. 1, б). При отсутствии герметического картера и скорости цепи до 8 м/с применяют консистентную внутришарнирную смазку, осуществляемую периодически через 120..180 ч погружением цепи в нагретую до разжижения смазку. Иногда вместо консистентной смазки пользуются капельной смазкой. При работе передачи с перерывами с окружной скоростью до 4 м/с пользуются также периодической смазкой цепи, осуществляемой ручной масленкой через 6...8 ч.

Материал цепей и звездочек.

От материала и термической обработки цепей и звездочек зависит долговечность цепных передач.

Звездочки для зубчатых цепей
Рис. 4

Элементы втулочных, роликовых и зубчатых цепей изготовляют из следующих материалов: пластины — из среднеуглеродистых или легированных сталей 40, 45, 50, 30ХНЗА с закалкой до твердости HRC32...44, а валики, втулки, ролики и вкладыши — из цементируемых сталей 10,15, 20, 12ХНЗА, 20ХНЗА, 30ХНЗА с термообработкой до твердости HRC40...65. Применяют втулочные и роликовые цепи, внутри стальных втулок которых помещают пластмассовые втулки, свободно вращающиеся как на валиках, так и внутри стальных втулок. Такие цепи используют при работе шарниров без смазки или со слабой смазкой.

Конструкции звездочек цепных передач аналогичны зубчатым колесам. В зависимости от размеров, материала и назначения их выполняют целыми (рис. 4) или составными (рис. 5).

составные звездочки
Рис. 5

Звездочки для втулочных и роликовых цепей имеют небольшую ширину. Их обычно выполняют из двух частей — диска с зубьями и ступицы, которые в зависимости от материала и назначения звездочки сваривают (рис. 5, а) или соединяют заклепками (болтами) (рис. 5, б). Звездочки для зубчатых цепей (см. рис. 4, б) широкие, их выполняют целыми. Целые звездочки, и диски составных звездочек в основном изготовляют из среднеуглеродистой или легированной стали 40, 45, 40Х, 50Г2, 35ХГСА, 40ХН с закалкой до твердости HRC40...50 или цементуемой стали 15, 20, 15Х, 20Х, 12ХН2 с термообработкой до твердости HRC50...60. Звездочки тихоходных передач при скорости цепи v≤3 м/с и отсутствии динамических нагрузок изготовляют также из серого или модифицированного чугуна СЧ15, СЧ18, СЧ20, СЧ30 с твердостью поверхности до НВ260...300. Применяют звездочки с зубчатым венцом из пластмасс (дюропласта или вулколана). Вулколан — это разновидность полиуретана, обладающая особыми качествами. Конструкция таких звездочек показана на (рис. 5, е). На ободе металлической части звездочки делают канавку в форме ласточкина хвоста, прерываемую несколькими поперечными углублениями, в которой помещают зубчатый венец из пластмассы. Преимущество пластмассовых звездочек по сравнению с металлическими - уменьшение износа цепей и шума передачи.






Навигация
Болты
Винты, шпильки, штифты, прокладки
Пружины
Заклепки
Шпонки
Гайки
Резьба
Валы
Муфты
Подшипники
Виды соединений
Передачи
Материал
Дополнительные материалы
Госты метизов
Сварка
Мы в соцсетях
podshipniki.moscow применяемость подшипников
Сортовой металлопрокат: str-steel.ru в Москве с доставкой.