Конструкции зубчатых колес.

На рисунках представлены типовые конструкции металлических зубчатых колес. Стальные шестерни с диаметром вершин зубьев dа≤2dв (dв — диаметр вала шестерни) обычно изготовляют как одно целое с валом (рис. 1, а). Зубчатые колеса небольшого диаметра (da≤200 мм) выполняют в виде сплошных дисков без ступицы (рис. 1, б) или со ступицей (рис. 1, в). Стальные зубчатые колеса такой конструкции изготовляют из проката (при da≤150 мм) или из поковок.

Стальные зубчатые колеса
Рис. 1

Зубчатые колеса средних диаметров (da≤500...700 мм) выполняют с дисками облегченной формы (рис. 2). Для уменьшения массы зубчатых колес толщину диска принимают значительно меньшей ширины обода. Кроме того, в дисках между ободом и ступицей предусматривают круглые отверстия для удобства крепления зубчатых колес на станках при обработке. Стальные зубчатые колеса с облегченными дисками изготовляют коваными с последующей обточкой дисков (рис. 2, а, б), штампованными, сварными (рис. 2, в) и литыми.

Стальные зубчатые колеса с облегченными дисками
Рис. 2

Зубчатые колеса большого диаметра (при da>500 мм) выполняют литыми, с дисками облегченной формы (одним или двумя), со спицами крестообразного (рис. 3, а) или двутаврового сечения (рис. 3, б). Для экономии легированных сталей большие зубчатые колеса изготовляют бандажированными (рис. 3, в): обод (бандаж) из легированной стали с зубьями насаживают с натягом на чугунный (реже стальной) диск.

Зубчатые колеса большого диаметра
Рис. 3

Зубчатые колеса из текстолита и ДСП изготовляют из пластин этих материалов, которые склеивают друг с другом, заключают между стальными дисками и склепывают (рис. 4, а) или скрепляют болтами (рис. 4, б). В некоторых случаях текстолитовые зубчатые колеса изготовляют цельнопрессованными или с металлической втулкой, как, например, шестерни распределительных механизмов двигателей внутреннего сгорания (рис. 4, в).

Зубчатые колеса скрепляют болтами
Рис. 4

Зубчатые колеса из полиамидов (нейлоновые и капроновые) изготовляют отливкой под давлением. Они могут быть цельными или составными. Для уменьшения изменения линейных размеров полиамидного зубчатого колеса от нагрева при работе (полиамиды обладают низкой теплопроводностью) или изменения влажности окружающего воздуха (содержание влаги в полиамидах зависит от влажности окружающего воздуха) из полиамида изготовляют лишь зубчатый венец. Венец соединяют со стальной частью зубчатого колеса (центром) во время отливки либо насаживают на центр с натягом и скрепляют с ним винтами (рис. 4, г) или заклепками. Иногда зубья металлических колес покрывают тонким слоем нейлона.

Из 12 степеней точности изготовления зубчатых передач, регламентированных для цилиндрических передач ГОСТ 1643—81 (СТ СЭВ 641-77) и для конических передач ГОСТ 1758-81 (СТ СЭВ 186-75), наиболее распространены 6, 7, 8 и 9-я степени точности передачи.






Навигация
Болты
Винты, шпильки, штифты, прокладки
Пружины
Заклепки
Шпонки
Гайки
Резьба
Валы
Муфты
Подшипники
Виды соединений
Передачи
Материал
Дополнительные материалы
Госты метизов
Сварка
Мы в соцсетях
podshipniki.moscow применяемость подшипников
Сортовой металлопрокат: str-steel.ru в Москве с доставкой.