Конструкции и назначение подшипников качения.

Основные типы шарикоподшипников.

Рассмотрим основные типы шарикоподшипников (рис. 1).

Шарикоподшипник радиальный однорядный (см. рис 1, а; 2, а), нормализованный ГОСТ 8338—75, состоит из внутреннего и наружного колец, одного ряда шариков и сепаратора. Этот подшипник воспринимает радиальную нагрузку, но может воспринимать одновременно и осевую нагрузку, которая не должна превышать 70% от неиспользованной радиальной, представляющей собой разность между допускаемой и действующей радиальными нагрузками. Данный подшипник благодаря компактности, достаточной нагрузочной способности и долговечности, возможности воспринимать осевую нагрузку и сравнительно небольшой стоимости имеет широкое распространение во всех областях машиностроения. Кроме рассмотренного применяются и другие типы радиальных однорядных шарикоподшипников.

Шариковые подшипники качения
Рис. 1

Шарикоподшипник радиальный сферический двухрядный (см. рис 1, б; 2, б; ГОСТ 5720-75) имеет два ряда шариков, расположенных в шахматном порядке, дорожка качения наружного кольца выполнена по сферической поверхности, описанной из центра подшипника, что обеспечивает подшипнику самоустанавливаемость.

Шарикоподшипник радиально-упорный однорядный
Рис. 2

Подшипник воспринимает радиальную нагрузку при возможном перекосе вала до 2...3°, но может одновременно воспринимать также н осевую, не превышающую 20% от неиспользованной радиальной. Применяется для валов, подверженных значительным прогибам, и в тех случаях, когда нет гарантии в точной соосности посадочных мест подшипников, например при установке подшипников данного вала в отдельных корпусах.

Шарикоподшипник упорный одинарный (см. рис. 1, в; 2, в; ГОСТ 6874-75) и двойной (рис. 2, г; ГОСТ 7872-75) воспринимает только осевые нагрузки, одинарный — односторонние, а двойной — знакопеременные. В упорных шарикоподшипниках дорожки качения и шарики расположены на торцовых поверхностях колец. Одно из колец одинарного подшипника устанавливается на валу с натягом. В двойном подшипнике на валу с натягом устанавливается среднее кольцо. Упорные шарикоподшипники удовлетворительно работают только при низких и средних угловых скоростях валов, при больших угловых скоростях работают плохо вследствие влияния на шарики центробежных сил

.

Шарикоподшипник радиально-упорный однорядный (рис. 2, д; ГОСТ 831—75) воспринимает одновременно радиальную и одностороннюю осевую нагрузку. При большой угловой скорости вала он применяется для того, чтобы воспринимать только осевую нагрузку. Конструкция этого подшипника отличается от радиального однорядного тем, что один из бортов наружного кольца срезан почти полностью, благодаря чему в нем устанавливается примерно на 45 % больше шариков того же диаметра. Соответственно радиальная грузоподъемность данного подшипника больше на 30...40%. Осевая нагрузка его не должна превышать 0,7...2 от неиспользованной радиальной нагрузки (в зависимости от угла контакта шариков с кольцами). Часто в опоре ставят два таких подшипника, что обеспечивает большую грузоподъемность опоры и способность ее воспринимать знакопеременную осевую нагрузку. На (рис. 1, г) показан нестандартный радиально упорный одинарный бессепараторный шарикоподшипник.

Шарикоподшипник радиально-упорный двухрядный (рис. 2, е; ГОСТ 4252—75) воспринимает значительные радиальные, знакопеременные осевые и комбинированные нагрузки при высоких требованиях к жесткости опор вала.

Основные типы роликоподшипников.

Рассмотрим основные типы роликоподшипников (рис 4).

Роликоподшипник радиальный с короткими цилиндрическими роликами (см. рис. 3, а; 4, а, б, в; ГОСТ 8328—75) воспринимает большие радиальные нагрузки. По сравнению с радиальным однорядным шарикоподшипником грузоподъемность его больше в среднем в 1,7 раза. Подшипник легко разбирается в осевом направлении и допускает некоторое осевое взаимное смещение колец, что очень важно при осевой самоустановке вала. Различают восемь типов конструкций, из которых основной — подшипник без бортов на наружном (см. рис. 3, а; 4, а) или на внутреннем кольце. Если требуется осевая односторонняя фиксация вала, то применяют подшипники с одним бортом на наружном (рис. 4, б), или на внутреннем кольце, или другие подобные типы. При необходимости фиксации вала в обоих осевых направлениях применяют подшипник с упорным кольцом (рис. 4, в) или с двумя запорными шайбами.

Роликовый подшипник качения
Рис. 3

Роликоподшипник радиальный с длинными цилиндрическими роликами воспринимает большие радиальные нагрузки при ограниченных радиальных габаритах. Применение его в машиностроении ограничено, и поэтому он не нормализован.

Роликоподшипник
Рис. 4

Роликоподшипник радиальный сферический двухрядный (см. рис. 3, б; 4, г; ГОСТ 5721—75) в конструктивном отношении характеризуется тем, что два ряда бочкообразных роликов расположены в шахматном порядке и опираются на наружное кольцо по дорожке качения со сферической поверхностью, описанной из центра подшипника, благодаря чему этот подшипник самоустанавливающийся. Применяется в тех же областях машиностроения, что и радиальный сферический двухрядный шарикоподшипник, но может воспринимать большие радиальные нагрузки, а также осевую нагрузку до 25% неиспользованной радиальной.

Роликоподшипник с витыми роликами (рис. 4, д; ОСТ 26005) воспринимает радиальные ударные нагрузки, действие которых смягчается податливостью роликов. Преимущество этого подшипника в том, что при ударах и толчках, а также возможном перекосе роликов во время работы последние благодаря своей конструкции предохраняются от поломки. Витые ролики изготовляют навивкой из ленты прямоугольного сечения.

Роликоподшипник игольчатый (рис. 4, е; ГОСТ 4657-82) воспринимает большие, но только радиальные нагрузки при весьма стесненных радиальных габаритах. Подшипник сепаратора не имеет. Нормально работает в условиях качения в нагруженной зоне и в условиях скольжения в ненагруженной зоне, где тонкие иглы, находясь в слое смазки, образуют подвижный масляный вкладыш. Для максимального уменьшения радиальных габаритов применяют также игольчатые роликоподшипники с одним наружным кольцом или только в виде комплекта игл. В таких подшипниках посадочные поверхности вала и корпуса под иглы подвергают закалке до высокой твердости, шлифуют и полируют.

Роликоподшипник конический однорядный (см. рис. 3, в; 4, ж; ГОСТ 333-71) воспринимает одновременно значительные радиальную и одностороннюю осевую нагрузки. Ролики в нем конические. По сравнению с радиально-упорным однорядным шарикоподшипником радиальная грузоподъемность его выше на 90%. Данный подшипник очень удобен при сборке, разборке и регулировке зазоров и поэтому широко распространен. Роликоподшипник конический двухрядный (ГОСТ 6364—78) применяют при действии на опору вала больших радиальной и знакопеременной осевой нагрузок. Роликоподшипник конический четырехрядный (ГОСТ 8419—75) применяют при больших радиальных нагрузках в прокатных станах.

Роликоподшипник упорный с коническими роликами (рис. 4, з) воспринимает только осевую нагрузку. Роликоподшипник упорный сферический (рис. 4, и; ГОСТ 9942—80) наряду с осевой может воспринимать небольшую радиальную нагрузку. Оба эти подшипника способны воспринимать большие осевые нагрузки, но быстроходность их низкая, ограничиваемая влиянием на ролики центробежных сил.

Кроме рассмотренных применяют и многие другие типы подшипников качения, как стандартные, так и нестандартные.






Навигация
Болты
Винты, шпильки, штифты, прокладки
Пружины
Заклепки
Шпонки
Гайки
Резьба
Валы
Муфты
Подшипники
Виды соединений
Передачи
Материал
Дополнительные материалы
Госты метизов
Сварка
Мы в соцсетях
podshipniki.moscow применяемость подшипников
Сортовой металлопрокат: str-steel.ru в Москве с доставкой.