Подшипники качения.

Опора качения состоит из корпуса, подшипника качения, устройств для закрепления подшипника на валу и в корпусе, защитных и смазочных устройств подшипника. В зависимости от назначения корпус подшипника качения, так же как и корпус подшипника скольжения, может быть отдельным или выполненным как одно целое с деталью, на которой устанавливается подшипник, например, с корпусом редуктора и т. п.

Шариковые подшипники качения
Рис. 1

Подшипники качения (рис. 1; 2) состоят из:

  • наружного и внутреннего колец с дорожками качения;
  • шариков или роликов (тел качения), которые катятся по дорожкам качения колец;
  • сепаратора, разделяющего и направляющего шарики или ролики, что обеспечивает их правильную работу.

В некоторых подшипниках качения для уменьшения габаритов отсутствует одно или оба кольца, а в других — сепаратор.

Роликовый подшипник качения
Рис. 2

Достоинства подшипников качения:

  • малые моменты сил трения и пусковые моменты,
  • малый нагрев,
  • незначительный расход смазочных материалов,
  • простое обслуживание.

Эти преимущества подшипников качения обеспечивают им широкое распространение в различных областях машиностроения и приборостроения. Подшипники качения стандартизованы. Массовое производство их на специализированных заводах позволяет выпускать подшипники качения высокого качества при сравнительно небольшой стоимости. Отечественная промышленность изготовляет подшипники качения свыше 1000 типоразмеров с диапазоном наружных диаметров 1 мм...З м.

Недостатки подшипников качения:

  • низкая долговечность при больших угловых скоростях и больших нагрузках;
  • ограниченная способность воспринимать ударные и динамические нагрузки;
  • большие габариты по диаметру, особенно при больших нагрузках;
  • высокая стоимость при мелкосерийном производстве уникальных подшипников.

Поэтому в соответствующих областях машиностроения вместо подшипников качения применяют подшипники скольжения.

По форме тел качения различают шариковые (рис. 1) и роликовые (рис. 2) подшипники.

Роликоподшипники в зависимости от формы роликов бывают с

  • цилиндрическими короткими (рис. 2, а),
  • длинными, витыми, бочкообразными (рис. 2, б),
  • коническими (рис. 1, в),
  • игольчатыми (длинные цилиндрические ролики малого диаметра) роликами.

Шарикоподшипники работают лучше, чем роликоподшипники, при больших угловых скоростях, обладают большей самоустанавливаемостью, и все они могут воспринимать осевую нагрузку. Роликоподшипники обладают большей грузоподъемностью.

По числу рядов тел качения подшипники качения различают

  • однорядные (рис. 1, а, в, г; 2, а, в),
  • двухрядные (рис. 1, б; 2, б),
  • многорядные.

В зависимости от направления нагрузки различают подшипники качения:

  • радиальные, воспринимающие только радиальную нагрузку (рис. 2, а) или радиальную и некоторую осевую нагрузку (рис. 1, а, б; 2, б);
  • упорные, воспринимающие только осевую нагрузку (рис 1, в);
  • радиально-упорные (рис. 1, г; 2, в) и упорно-радиальные, воспринимающие комбинированную — радиальную и осевую - нагрузку.

По конструкции и условиям эксплуатации подшипники качения подразделяются на

  • несамоустанавливающиеся (рис. 1, а, в, г; 2, а, в)
  • самоустанавливающиеся (рис. 1, б; 2, б).

Ряд однотипных подшипников качения, габаритные размеры (диаметры и ширина или высота) которых соответствуют установленным размерным рядам ГОСТ 3478-79, составляет стандартную размерную серию. Различают подшипники качения следующих серий:

по радиальным габаритным размерам

  • сверхлегкие (две серии),
  • особо легкие (две серии),
  • легкие,
  • средние,
  • тяжелые (семь серий);

по ширине
  • узкие,
  • нормальные,
  • широкие и особо широкие.

Примерное соотношение между габаритами различных серий подшипников качения одного и того же внутреннего диаметра показано на (рис. 3). Наиболее распространены подшипники качения легких и средних серий нормальной ширины.

соотношение между габаритами различных серий подшипников качения
Рис. 3

В соответствии с ГОСТ 520—71 для подшипников качения установлены следующие классы точности (в порядке повышения точности): 0, 6, 5, 4 и 2. Точность подшипников качения характеризуется точностью основных размеров (внутреннего и наружного диаметров подшипника и ширины колец), точностью формы и взаимного расположения поверхностей колец, точностью вращения. С повышением класса точности стоимость подшипника качения значительно возрастает. Подшипник класса 2 примерно в 10 раз дороже подшипника класса 0. В общем машиностроении наиболее широко применяют подшипники качения класса точности 0. Подшипники качения более высоких классов точности применяют для валов и осей, к которым предъявляют требование точного вращения. Условные обозначения подшипников качения состоят из цифр и букв, которые приведены в каталогах и справочниках по подшипникам качения.

Шарики, ролики и кольца подшипников качения изготовляют из сталей ШХ15, ШХ15СГ, ШХ20СГ, 18ХГТ и 20Х2Н4А. Применяют также низкоуглеродистые легированные стали с последующей цементацией и закалкой. Сепараторы подшипников качения выполняют из мягкой углеродистой стали, латуни, бронзы, алюминиевых сплавов, пластмасс (текстолита и других слоистых пластиков, а также из полиамидов) и некоторых других материалов. В условиях ударных нагрузок и при высоких требованиях к бесшумности работы подшипников качения шарики и ролики изготовляют из пластмасс (стеклопластиков).






Навигация
Болты
Винты, шпильки, штифты, прокладки
Пружины
Заклепки
Шпонки
Гайки
Резьба
Валы
Муфты
Подшипники
Виды соединений
Передачи
Материал
Дополнительные материалы
Госты метизов
Сварка
Мы в соцсетях
podshipniki.moscow применяемость подшипников
Сортовой металлопрокат: str-steel.ru в Москве с доставкой.