Смазка подшипников скольжения.

Смазочные материалы подразделяются на жидкие, консистентные, т. е. густые (мази), твердые и газообразные. Жидкие масла равномерно распределяются по трущимся поверхностям, обладают малым внутренним трением, хорошо работают в значительных диапазонах температур и поэтому являются основными смазочными материалами подшипников скольжения. Наиболее распространены минеральные масла — продукты переработки нефти. У растительных (льняное, касторовое и др.) и животных масел по сравнению с минеральными более высокие сказывающие свойства, но они дороже и находят применение лишь в специальных случаях.

Важнейшие свойства масел, определяющие их смазывающую способность, в условиях жидкостного трения — вязкость, а при отсутствии жидкостного трения — маслянистость. Вязкость, или внутреннее трение жидкостей,— свойство сопротивляться сдвигу одного слоя жидкости по отношению к другому. Различают динамическую и кинематическую вязкость. За единицу динамической вязкости принята вязкость среды, касательное напряжение в которой при ламинарном течении и разности скоростей слоев, находящихся на расстоянии 1 м по нормали к направлению скорости, равной 1 м/с, равно 1 Па. Кинематической вязкостью называется отношение динамической вязкости смазочного материала к его плотности.

Маслянистость (смачиваемость, липкость) — способность смазочного материала к адсорбции, т. е. образованию и удержанию на поверхности трения трущихся деталей машин тонких пленок масла. Вязкость — индивидуальное качество данного масла, а маслянистость зависит от свойств не только масла, но и цапфы вала и вкладышей подшипника. Для повышения эксплуатационных показателей в минеральные масла вводят различные присадки (растительные и животные масла, олеиновую кислоту, серу и др.). Как отмечено в предыдущем параграфе, в некоторых подшипниках скольжения в качестве смазочного материала применяют воду.

Консистентные смазочные материалы.

Консистентные смазочные материалы изготовляют путем загущения жидких минеральных масел кальциевыми (солидолы) или натриевыми (консталины) мылами. Они хорошо герметизируют подшипники и допускают в подшипниках большое давление; по сравнению с маслами внутреннее трение в них более высокое. Консистентные смазочные материалы применяют в подшипниках машин цементной промышленности, ткацких станках и т. п., требующих надежной герметизации или работающих в широком диапазоне температур и режимов эксплуатации.

Твердые смазочные материалы.

Твердые смазочные материалы - графит, тальк, слюда и некоторые другие — применяются для смазки подшипников скольжения, работающих при высоких температурах рабочей среды (например, в транспортерах, вагонетках различных печей).

В некоторых подшипниках скольжения быстроходных и малонагруженных валов применяют воздушную смазку.

Достоинство воздушной смазки — небольшие потери мощности в подшипниках на трение и теплообразование, так как вязкость воздуха очень низкая.

Подача смазочных материалов к трущимся поверхностям подшипника и другим различным узлам и деталям машин в зависимости от назначения может быть индивидуальной или централизованной, периодической или непрерывной, без принудительного давления или под давлением. Централизованную подачу смазочного материала осуществляют от одного общего устройства к нескольким обслуживаемым узлам и деталям. Периодической подачей смазочного материала пользуются, когда требуется небольшое количество его, например при редкой периодической работе смазываемых деталей машин. В остальных случаях пользуются непрерывной подачей его. Подачу материала без принудительного давления осуществляют тогда, когда режим работы смазываемых узлов и деталей умеренно напряженный и требуемое количество смазочного материала небольшое. К трущимся поверхностям деталей, работающих при больших давлении и скорости, а также при гидростатической смазке, подачу смазочных материалов производят от насоса под давлением.

смазка подшипников маслом
Рис. 1

Для индивидуальной смазки трущихся поверхностей деталей машин маслами и консистентными смазочными материалами пользуются раз- личными масленками, нормализованными ГОСТом. Для осуществления индивидуальной периодической смазки маслом без принудительного давления применяют масленки с поворотной крышкой (рис. 1, а) и пресс-масленки под запрессовку (рис. 1, б). Заправку первой масленки осуществляют ручной масленкой-лейкой, а второй — шприцем. Для индивидуальной непрерывной смазки маслом без принудительного давления применяют масленки фитильную (рис. 1, в) и капельную с регулировочно-запорной иглой (рис. 1, г). Фитильная масленка обеспечивает непрерывную подачу масла через фитиль.

Недостаток ее заключается в том, что она подает масло в подшипники и тогда, когда они не работают. Капельная масленка перемещением иглы позволяет регулировать смазку и в нерабочее время прекращать подачу масла.
колпачковая и пресс-масленка
Рис. 2

Периодическую индивидуальную смазку консистентными материалами осуществляют колпачковыми масленками (рис. 2, а). Подвинчиванием время от времени крьппки мазь выдавливается из масленки и поступает к трущимся поверхностям. Для индивидуальной смазки консистентными материалами под давлением пользуются пресс-масленками (рис. 2, б, в), через которые мазь подается к трущимся поверхностям под большим давлением с помощью ручного шприца или механизированного подающего устройства. Непрерывную индивидуальную смазку консистентными материалами осуществляют посредством автоматически действующих масленок (рис. 2, г), в которых мазь непрерывно подается поршнем, находящимся под давлением пружины. Централизованную смазку маслом производят без давления и под давлением. Централизованную смазку консистентными материалами осуществляют под давлением. Подачу смазочного материала на рабочую поверхность подшипника производят в зоне наименьшего давления. Распределение смазочного материала в подшипнике скольжения осуществляют с помощью смазочных канавок на рабочей поверхности вкладышей в ненагруженной зоне.






Навигация
Болты
Винты, шпильки, штифты, прокладки
Пружины
Заклепки
Шпонки
Гайки
Резьба
Валы
Муфты
Подшипники
Виды соединений
Передачи
Материал
Дополнительные материалы
Госты метизов
Сварка
Мы в соцсетях
podshipniki.moscow применяемость подшипников
Сортовой металлопрокат: str-steel.ru в Москве с доставкой.