Установка, смазка и уплотнение подшипников качения.

Установка подшипников качения.

Работоспособность, надежность и долговечность подшипников качения зависит не только от материалов и качества изготовления их деталей, но и от того, как они установлены. Неправильно установленные подшипники качения быстро выбывают из строя. Подшипники качения должны точно фиксировать положение вала и не испытывать дополнительных нагрузок от температурной деформации вала, перетяжки при монтаже и т. п. Длинные валы могут иметь значительные температурные деформации, и поэтому крепление их в корпусе осуществляется одной неподвижной опорой, другие опоры этих валов выполняют плавающими, т. е. допускающими осевое перемещение вала (рис. 1, а). Для осуществления свободных осевых перемещений наиболее подходят радиальные роликоподшипники с цилиндрическими роликами и радиальные шарикоподшипники с незакрепленными наружными кольцами.

Установка подшипников качения
Рис. 1

Короткие валы при отсутствии значительного нагрева можно крепить посредством двух опор, с тем чтобы одна из них удерживала вал в одном, а другая — в другом осевых направлениях (рис. 1, б). Для предупреждения защемления тел качения в радиальных подшипниках предусматривают осевой зазор 0,2...0,3 мм между крышкой подшипника и наружным кольцом, а в радиально-упорных — осевую регулировку путем изменения общей толщины набора прокладок между фланцем крыши подшипника и его корпусом (см. рис. 2 статьи "Зубчатые редукторы"; и рисунки 2, 3 статьи "Червячная передача"). Если в опорах вала установлены только радиальные подшипники, то подшипником, фиксирующим вал от осевого перемещения и воспринимающим осевую силу, рекомендуется принимать тот, который имеет наименьшую радиальную нагрузку. При наличии упорного или радиально упорного двухрядного или многорядного подшипника все радиальные подшипники этого вала должны быть плавающими. Оба кольца подшипников, фиксирующих валы от осевого перемещения, а также вращающиеся кольца всех подшипников для предотвращения их поворота по посадочным поверхностям при динамических нагрузках соответственно закрепляют на валах и в корпусах. Это закрепление осуществляют посредством посадок колец на валы и в корпусах с натягом, а также с помощью других различных средств закрепления.

Посадки внутренних колец подшипников качения на вал осуществляют по системе отверстия, а посадки наружных колец в корпусах — по системе вала. Поля допусков валов и отверстий корпусов для установки подшипников качения приведены в табл.

Внутренние кольца подшипников часто закрепляют на валах посредством только соответствующей посадки (см. рис. 2, 3 статьи "Зубчатые редукторы"; рисунки 2, 3 статьи "Червячная передача" и Рис. 1, б; 2, а).
Внутренние кольца подшипников закрепляют на валах
Рис. 2

Внутренние кольца подшипников дополнительно закрепляют на валу:

  • уступом вала, распорной трубкой и пружинным стопорным кольцом, закладываемым в кольцевую канавку вала (см. рис. 1, а; 2, б),
  • торцовой шайбой, закрепленной на валу винтами (рис. 2, в),
  • упорной гайкой со стопорной шайбой, в которой внутренний зуб входит в паз на валу, а один из наружных зубьев отгибается в шлиц гайки (1, а; 2, г),
и другими средствами закрепления. Закрепление внутренних колец подшипников качения на валах постоянного диаметра (например, трансмиссионного) осуществляют с помощью конической разрезной закрепительной втулки и упорной гайки со стопорной шайбой (рис. 2, д).

Наружные кольца подшипников качения закрепляют
Рис. 3

Наружные кольца подшипников качения закрепляют во вращающемся корпусе посредством соответствующей посадки (обычно напряженной или плотной) и дополнительно следующими средствами:
для устранения возможности перемещения в одном осевом направлении — уступом (заплечиком, буртиком) в корпусе (рис. 3, а), стакане или в крышке подшипника (см. рис. 1; 3, б);
для устранения возможности перемещения в обоих осевых направлениях — сочетанием уступов в корпусе и крышке (рис. 3, в) или в стакане и крышке (см. рис. 3, г). Для перемещающихся колец плавающих подшипников или для колец радиально-упорных подшипников качения, подлежащих осевому перемещению в процессе регулирования их установки, предусматривают соответствующую посадку.

Смазка подшипников качения.

Смазка подшипников качения влияет на их долговечность, уменьшает трение между телами качения, кольцами и сепаратором, предохраняет их от коррозии и способствует охлаждению подшипника. Для смазки подшипников качения применяют консистентные мази и жидкие минеральные масла. Консистентные мази применяют при температуре подшипника <90...100°С Допускаемая температура при жидкой смазке <120...150 °С, а иногда и выше. Жидкая смазка более эффективна в отношении уменьшения потерь на трение и охлаждения подшипника. Консистентные мази закладывают в камеры корпусов подшипников на ⅓...⅔ их свободного объема и периодически восполняют.

Подачу жидкого масла к подшипникам качения горизонтальных валов осуществляют при частоте вращения n<10000 мин-1 масляной войной или разбрызгиванием и к быстроходным валам — масляным туманом или капельной смазкой. При смазке подшипников масляной ванной уровень масла во избежание повышенных потерь должен быть не выше центра нижнего шарика или ролика. При смазке подшипников разбрызгиванием из масляной ванны, обычно расположенной ниже подшипников, масло захватывается и разбрызгивается одним из быстро вращающихся колес или специальными шестернями, дисками, крыльчатками.

Уплотнение подшипников качения.

контактные уплотняющие устройства
Рис. 4

Подшипники качения должны быть тщательно защищены от попадания в них пыли и грязи. Для этого, а также для предохранения вытекания смазки из корпуса подшипника применяют различные внешние уплотняющие устройства (рис. 4). Для подшипников качения, смазываемых консистентными мазями, предусматривают внутренние уплотняющие устройства (рис. 5), назначение которых — противодействовать поступлению в корпус подшипника лишней смазки, разбрызгиваемой колесами из общей масляной ванны. Внутренними уплотняющими устройствами снабжают также подшипники качения, смазываемые жидкой смазкой из общей масляной ванны при слишком обильной струе смазки, например при расположении подшипника вблизи косозубой шестерни или червяка. Внутренние уплотняющие устройства служат также для защиты подшипников качения от загрязнения продуктами износа зубьев колес из общей масляной ванны.

уплотнения защитными или маслоотражательными шайбами
Рис. 5

На (рис. 4, а, б) показаны контактные уплотняющие устройства, плотно прилегающие к валу. Из них манжетные уплотнения (рис. 4, а) применяют чаще, так как они вполне надежны при жидкой и консистентной смазке подшипников и окружной скорости вала до 10 м/с. Войлочное уплотнение (рис. 4, б) применяют при окружной скорости вала до 5 м/с. На (рис. 5, а, б) показаны щелевые уплотнения без проточек (а) я с проточками (б). К данной группе уплотнений относят также уплотнения защитными или маслоотражательными шайбами (рис. 5, в, г). Так как щелевые уплотнения недостаточно надежно защищают подшипники от попадания пыли и грязи, то их применяют для подшипников качения машин, работающих в чистой и сухой воздушной среде. Лабиринтные уплотнения (рис. 4, в) самые надежные, особенно при больших частотах вращения валов. Уплотнения, основанные на действии центробежной силы (рис. 5, а, в, г), применяют в качестве внутренних. В ответственных случаях применяют комбинированные уплотнения (рис. 4, г, д, е).






Навигация
Болты
Винты, шпильки, штифты, прокладки
Пружины
Заклепки
Шпонки
Гайки
Резьба
Валы
Муфты
Подшипники
Виды соединений
Передачи
Материал
Дополнительные материалы
Госты метизов
Сварка
Мы в соцсетях
podshipniki.moscow применяемость подшипников
Сортовой металлопрокат: str-steel.ru в Москве с доставкой.